Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Учителям

Дата: 3 мая 2013 в 20:46, Обновлено 31 декабря 2013 в 13:11

 

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА

1. Тема урока:

– дидактическая цель и задачи урока;

– тип, структура урока;

– общие методы, приемы работы учеников;

– средства наглядности, источники информации, ТСО, ЭВТ.

2. Повторение опорных знаний:

– определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;

– самостоятельная работа учащихся (ее объем, формы);

– способы развития интереса учащихся к предмету, к теме;

– формы контроля за работой класса, отдельных учащихся.

3. Усвоение новых знаний:

– новые понятия, законы и способы их усвоения;

– определение познавательных учебных задач урока (что должны узнать и усвоить ученики);

– самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение);

– проблемные и информационные вопросы;

– варианты решения проблемы;

– варианты закрепления изученного материала.

4. Формирование умений и навыков:

– конкретные умения и навыки для отработки;

– виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений;

– способы «обратной» связи с учащимися;

– фамилии учащихся, которые будут опрошены.

5. Домашнее задание:

– что повторить и приготовить к уроку;

– творческая самостоятельная работа;

– объем и время выполнения домашнего задания.

6. Подготовка к уроку непосредственно перед звонком:

– мысленное воспроизведение основных этапов урока;

– воспроизведение плана урока, мысленное представление класса и отдельных учеников;

– стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.

7. Способствуют успеху урока:

– хорошее знание материала;

– бодрое самочувствие;

– продуманный план урока;

– чувство «физической» раскованности, свободы на уроке;

– правильный выбор методов обучения;

– разнообразие методов обучения;

– занимательность изложения;

– ярко выраженное эмоциональное отношение учителя к излагаемому материалу;

– богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя;

– выраженная заинтересованность учителя в успехе учеников.

8. Затрудняют проведение урока:

– неуверенность в своих знаниях и «учительских силах»;

– безразличное отношение ко всему происходящему на уроке;

– рыхлая композиция урока;

– скованность движений;

– неумение учащихся работать предложенными методами обучения;

– однообразие методов обучения;

– бесстрастный рассказ учителя;

– монотонность и сухость при изложении нового материала;

– отход от темы урока, увлечение посторонними, не связанными с темой и задачами урока, вопросами.

9. Что всегда необходимо помнить:

1) Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.

2) Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.

3) Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного опроса.

4) Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.

5) Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания - сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.

6)Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.

7) Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.

8) Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!

9) Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.

10). Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность.

 

 

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:

1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.

5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

I. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку.

– четко определить и сформулировать для себя его тему;

– определить место урока в теме, а темы - в годовом учебном курсе;

– выделить общую задачу урока;

– конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу урока, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понята учащимися, осознана ими.

– определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем;

– определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока;

– определить, какой учебный материал сообщать учащимся. В каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи сообщить школьникам. Для этого необходимо знать:

1) особенности учащихся класса:

– уровень класса;

– отношение к предмету;

– темп работы класса

– сформированность ЗУН;

– отношение к разным видам учебной деятельности;

– отношение к разным формам учебной работы, в том числе не традиционным;

– общая дисциплина учащихся.

2) учет индивидуальных особенностей:

– тип нервной системы;

– коммуникативность;

– эмоциональность;

– управление восприятием нового материала учащихся;

– умение преодолеть плохое настроение;

– уверенность в своих знаниях, умениях;

– умение импровизировать;

– умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

II. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока– зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

III. Планирование учебного материала урока и подготовка к нему учителя.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ

1.Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.

3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.

4.Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

5.Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.

6.Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

7.Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

8.Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.

9.Удерживайтесь от излишних замечаний.

10.При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.